Ниже приведена базовая программа занятий по химии. Именно "базовая", поскольку всегда необходимо учитывать специфику конкретного учебного заведения. Например, для поступающих в медицинские ВУЗы должен быть существенно расширен раздел, посвященный биохимии, а для абитуриентов РХТУ достаточно будет 2-3 занятий по этим темам. В одном случае необходимо сделать акцент на решении задач, в другом - больше внимания уделить теории. Многое зависит и от уровня начальной подготовки ученика. Отличник из химико-биологического класса, учащийся обычной школы и выпускник медицинского училища, основательно забывший даже основы химии, нуждаются в разных программах.
Обучение построено таким образом, что деление материала на "пройденный", "изучаемый в данный момент" и "неизученный" становится весьма условным.
Если тема "Растворы" (N 9) разбирается, например, 20 октября, это вовсе не означает, что в следующий раз с ней предстоит встретиться только на экзамене.
Прежде всего, 20 октября ученик приходит на занятие подготовленный. Это означает, что он уже прочитал соответствующие параграфы учебника, попытался решить простейшие задачи, у него появились какие-то вопросы. Именно с ответов на эти вопросы и начинается изучение "новой" темы на уроке. Мы совместно решаем типовые задачи, разбираем теоретический материал. Домашнее задание обязательно включает в себя тест (теория) и несколько задач.
На следующем занятии (N 10) по теме "Растворы" проводится контрольная работа, тест и задачи проверяются и оцениваются. Все ошибки анализируются и исправляются совместно. Но и на этом изучение темы не оканчивается!
1-2 вопроса по этой тематике обязательно встретятся почти в каждом последующем тесте (вплоть до последнего). Те задачи, которые вызвали затруднения и которые мы обсудили, обязательно попадутся в следующей контрольной работе.Если решение будет неверным и на этот раз, процедура повторится. На 21-м занятии мы обобщим все накопленные знания по общей химии, в частности, сведения о растворах. На пробном "экзамене" (урок 22) обязательно будет присутствовать хотя бы одна задача "на растворы".
Наконец, на последних занятиях (60-65) основательно повторяется весь материал, изученный в течение года, в том числе, и тема N 9.
Естественно, аналогичный принцип используется и при изучении любого другого вопроса.
Таким образом, освоение материала происходит не "линейно", а скорее, по спирали. Принцип "не знал - узнал - понял - забыл детали - забыл все" заменятся принципом "не знал - узнал - понял - забыл детали - повторил - забыл детали - повторил - ... - повторил - сдал экзамен".
Многие школьники (и их родители) с удивлением обнаружат, что даже названия некоторых тем в этой программе им незнакомы, а многие термины встречаются впервые. Что ж, это свидетельствует лишь о существенном разрыве между уровнем школьной подготовки и требованиями ВУЗов. И лучше, если Вы обнаружите этот разрыв не на вступительном экзамене, а за полтора-два года до него.
Вводное занятие.
Базовые понятия химии. Решение простейших количественных задач.
Сложные количественные задачи. Типичные "ловушки" и типичные ошибки.
Обобщение и повторение (1-20).
Обобщение и повторение (1-20). Пробный "экзамен".
Общие свойства неорганических соединений. Основы номенклатуры. Периодический закон в неорганической химии.
Общая характеристика неметаллов.
Водород. Вода. Благородные газы.
Галогены: фтор, хлор, бром, иод.
Кислород, сера, селен, теллур.
Азот, фосфор, мышьяк.
Углерод, кремний, алюминий, бор.
Общие свойства металлов.
Щелочные и щелочноземельные металлы.
Переходные металлы: железо, хром, марганец.
Переходные металлы: медь, серебро, цинк, ртуть.
Промышленные методы получения некоторых неорганических соединений.
"Нестандартные" задачи в неорганической химии. "Угадайки".
Обобщение и повторение (23-35).
Обобщение и повторение (23-35). Пробный "экзамен".
Основные понятия органической химии. Классификация органических соединений. Номенклатура. Виды изомерии.
Основные понятия органической химии. Типовые количественные задачи.
Общие свойства углеводородов. Алканы. Циклоалканы.
Непредельные углеводороды: алкены и алкадиены.
Непредельные углеводороды: алкины.
Бензол и другие арены.
Галогенсодержащие органические соединения. Металлоорганические соединения на примере реактивов Гриньяра.
Спирты (в т. ч. многоатомные) и фенолы.
Карбонильные соединения: альдегиды и кетоны.
Карбоновые кислоты и их производные.
Карбоновые кислоты и их производные.
Азотсодержащие органические соединения: нитросоединения, амины, соли диазония, понятие о гетероциклических соединениях.
Элементы биохимии: жиры.
Элементы биохимии: углеводы.
Элементы биохимии: аминокислоты, пептиды, белки.
Элементы биохимии: нуклеотиды, ДНК, РНК.
Природные источники органических соединений: нефть, природный газ и т. д. Промышленные методы получения важнейших органических соединений.
Многостадийные органические синтезы – планирование и осуществление наиболее рациональным методом. Учет побочных реакций.
"Угадайки" в органической химии.
Комбинированные задачи. Задачи повышенной сложности.
Обобщение и повторение (38-57).
Обобщение и повторение (38-57). Пробный "экзамен".
Общее повторение материала, изученного в течение года. Теоретические вопросы. Задачи.
Общее повторение материала, изученного в течение года. Теоретические вопросы. Задачи.
Общее повторение материала, изученного в течение года. Теоретические вопросы. Задачи.
Общее повторение материала, изученного в течение года. Теоретические вопросы. Задачи.
Общее повторение материала, изученного в течение года. Теоретические вопросы. Задачи.
Общее повторение материала, изученного в течение года. Стратегия поведения на экзамене. Некоторые организационные, психологические и юридические "тонкости".
НЕСКОЛЬКО ВАЖНЫХ ЗАМЕЧАНИЙ
На изучение каждой темы отводится 3 часа (не считая самостоятельных занятий).
В программе нет "ненужных" или "несущественных" вопросов. Пропуск даже одного занятия - крайне неприятное явление. Пропуск пяти и более занятий делает бессмысленной всю подготовку к экзаменам – неудовлетворительная оценка в этом случае гарантирована.
В каждом пункте указана лишь основная тема занятия. Не следует думать, что весь урок посвящается только ей. 20 – 50 % времени обычно уделяется повторению пройденного материала, разбору домашних заданий и т. д.
Практически на каждом занятии решаются количественные задачи.
Каждому уроку должно предшествовать самостоятельное изучение соответствующей темы по учебникам!
Решение задач и выполнение теста – необходимые условия успеха!
Подготовку к уроку следует начинать не накануне вечером, а как можно раньше. К задачам, которые "не решаются" с первого раза, необходимо возвращаться вновь и вновь.